Выставка Швейцарского (?) художника Феликса Валлоттона (1865 — 1925) в Лондоне удивила неожиданными поворотами его классической манеры творчества.
Он родился в Швейцарии но писал и жил всю жизнь в Париже, очевидно что «северно-европейское» влияние преобладало в его творчестве всю жизнь. И он такой — какой есть.
Основу его творчества составили ксилографии (оттиски на бумагу рисунков вырезанных в дереве).
Чем меня удивил этот вроде бы неприметный человек так это загадками, которые он оставлял в своих картинах. Он как-будто бы чувствовал напряжённую атмосферу приближающегося 20-го века, в его буржуазных «обычных» картинах прячется угроза. В картине с красной комнатой — внешний мир вроде бы отсутсвует, его нет, нет никаких сигналов из реального мира. Пара стоит в тени дверей, но эти люди — абстрактны, они — не отражение реального мира, а скорее просто случайные тени в этом сюрреалистичном пространстве, преддверии творчества Френсиса Бекона, преддверии второй мировой войны, ядерных катастроф, безумия надвигающегося века.
Клаустрофобная комната и атмосфера, смесь реализма и загадочной угрозы — эти мотивы будут пронизывать почти всю жизнь и все творчество этого художника.
Напоследок.
Очерченные лица и строгие тени, следы беспокойства, следы непонятного — этот след оставил один из необычных художников живших на рубеже 19-20 века.